Новости Севастополя

Все новости Севастополя в одном месте

Херсонес ЗаТуманенный — из истории одного противостояния

Поделитесь новостью!

С новой силой обострился конфликт вокруг планов реконструкции памятников Херсонеса и облагораживания его территории. Одним из возмутителей спокойствия несколько лет остается Анатолий Туманов. Попробуем разобраться: кто он, народный герой, защитник «убиваемого» заповедника или человек, для которого борьба с бывшими работодателями стала самоцелью?

Без эмоций и оценок: просто справка

Анатолию Туманову скоро 53. Не женат, бездетен.  15 лет успешно трудился кондитером, потом резко поменял профессиональную стезю. В херсонесском заповеднике работал реставратором с 2007 по 2017 год. В 2010—2015 годах заочно отучился в Таврическом национальном университете.

Ушел из музея-заповедника в июле 2017-го, как сам пояснял неоднократно, из-за противоречий с руководством в вопросах подхода к реставрации и более широко — отношения к древним памятникам. Анатолий Михайлович активно участвует в общественных объединениях, целью которых (по крайней мере, декларированной) является защита объектов исторического наследия.

В «нулевые» активно вписался и в политический ландшафт региона. Вступил в Прогрессивную социалистическую партию, трижды избирался депутатом, от Ленинского района Севастополя. Имеет ряд наград, в том числе, медаль «За возвращение Крыма».   

На последних выборах в сентябре нынешнего года был самовыдвиженцем по тому же округу, но не набрал нужного числа голосов.

Активная позиция или поза?

После того, как Туманов уволился из музея, его все чаще стали ловить объективы теле- и фотокамер в местах, где он «грудью вставал» на защиту «попранных» ценностей. Последние, по его мнению, бесцеремонно «рушатся» и руководством заповедника, и властью — оптом (местной, российской, церковной, и прочая, и прочая).

И все бы замечательно, защитник «обиженных и угнетенных» памятников нашел отклик в душах многих земляков-единоверцев. Активная жизненная позиция — это ж то, что доктор прописал!

Но смущают некоторые нюансы. Первое: почему 10 лет, пока музей-заповедник влачил жалкое существование, попросту разрушаясь, «правозащитника» это мало волновало? Возбудился он лишь когда там начались серьезные реставрационные работы.  Катализатором праведного гнева явно стало увольнение, что тоже наводит на размышления о некой субъективной составляющей.

Но главное даже не в этом, в конце концов, все мы в той или иной мере субъективны. Допустим, Анатолий Михайлович абсолютно искренне пишет в инстанции, стучится в двери. Потому что «пепел Клааса», то бишь, Херсонеса, стучит в его сердце. Просто, когда борьба становится самоцелью, выходит за грани здравого смысла, она из позиции логично трансформируется в позу…

Металлодетектор вменяемости?

Последним формальным поводом для «осеннего обострения» стали планы музейщиков возвести смотровую площадку и ряд других объектов инфраструктуры, в том числе, и для удобства посещения объектов музея людьми с ограниченными возможностями.

Газеты и интернет ресурсы запестрели картинками с «ужасающими» металлоконструкциями, что завезли на территорию музея. Их планируют использовать как остов будущей смотровой площадки.

Общественность разъярилась добела, как тот несчастный металл при закалке. Некоторые особо «оппозиционные» хейтеры в уничижительных высказываниях усомнились, нужны ли вообще инвалидам музеи. Да, нашлись и вполне вменяемые комментаторы, взывающие к голосу разума.

Представители администрации музея-заповедника и чиновники от местной культуры пытаются пояснить, что благоустройство не затрагивает культурный слой городища. Проекты создаются в согласии с законодательством РФ и нормами архитектурных работ, в соответствии с требованиями к подобным объектам. Главный аргумент «той стороны баррикад» в том, что площадка, для которой готовы применять металлоконструкции, это временное сооружение. Ничего капитального на не изученных детально площадках не строят и не планируют априори. Но крики «SOS!!!» с другой стороны не утихают.

Пару слов «без протокола» — о «развлекаловке» и аналогиях

Часть критиков, в том числе, и Туманов, в принципе против расширения туристической привлекательности Херсонеса. Они кричат о том, что памятник должен оставаться памятником, мол, никакой «развлекаловки» тут быть не должно.

Но, на секундочку, Херсонес — это бывший город! Не храм! А место, где люди жили, занимались ремеслами. И развлекались! Никто не в курсе, зачем херсонеситам был «амбициозный» амфитеатр? Рискнем предположить: как и в других эллинских полисах, он служил местом общественных мероприятий, в первую очередь, как раз зрелищных. Так что использование этих площадок для концертов как раз максимально традиционно! И никак не противоречит статусу этого места.

Да, его нужно изучать. Сохранять, беречь. Но и пропагандировать, показывать людям, делать центром просвещения и культурного «омовения». Ко всему прочему, сейчас там идут вовсе не гладиаторские бои, а концерты симфонической музыки, постановки классических балетных оперных спектаклей или отрывки из них. Приезжают такие прославленные коллективы духовной музыки как хор Сретенского монастыря, гости из Уэльса и другие носители высокой культуры.

Мы очень любим по поводу и без оного кивать на Запад. Или на Восток. Но ведь там, в Париже и Венеции, в греческом Парфеноне и ближневосточном Иерусалиме как-то справляются с толпами паломников и ордами «светских» туристов. И развивают инфраструктуру отдыха, чтобы гостям было максимально комфортно.

Давайте кивать, давайте учиться. Война, даже информационная, никогда никого не делала лучше. И не решала проблем, напротив, они лишь множились. Не лучше ли искать разумные компромиссы?


Поделитесь новостью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *